Об устранении противоречий между Российскими и международными стандартами
С началом экономических реформ Госстандарт России практически прекратил работу по совершенствованию собственных стандартов и утратил связь с Международной организацией по стандартизации, что постепенно привело к снижению уровня национальных стандартов по сварке, прежде всего за счет их морального старения. При отсутствии общегосударственных стандартов, отраслевые надзорные органы (Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Морской регистр и др.) выпустили собственные нормативные документы, не согласующиеся между собой не только в части ведомственных норм, но и по ряду общих вопросов.
Так буквенное обозначение способов сварки в нормативных документах Госгортехнадзора РФ РД 34 15027-93 и ПБ 03 164-97 (Р, Ар, Аф и М) отличается от обозначений, принятых в ПБ 03 273-99 (РД, РАД, АФ и МАДП). В нормативных документах Госатомнадзора РФ ПНАЭ Г-7-009-89 рекомендуются свои цифровые обозначения способов сварки (30, 53, 10 и 53). В то же время, в развитых странах давно существует и успешно применяется международный стандарт ISO 4063 «Сварка и родственные процессы - Номенклатура процессов и номерное обозначение», принятие которого в России позволило бы упорядочить систему обозначений и привести ее в соответствие с международными нормами (111, 141, 12, 131).
Аналогичная ситуация сложилась с разделением сталей на группы по свариваемости. Так в соответствии с ПБ 03-164-97 при производственной аттестации технологии сварки стали по свариваемости делятся на 9 групп, по ПБ 10-115-96 и ПНАЭ Г-7-003-87 - на 6 групп, по ПБ 03-273-99 - тоже на 6 групп, но отличающихся от вышеупомянутых. Обозначение групп материалов также не имеет общей основы. В зависимости от используемого нормативного документа одна и та же сталь может принадлежать к различным группам, что создает дополнительные сложности. Принятие международного стандарта ISO 15608 позволило бы снять эти противоречия.
Области распространения аттестации сварщиков по ПБ 03 273-99 и по ПНАЭ Г-7-003-87 не согласованы между собой по свариваемым материалам, по диапазонам диаметров и толщине свариваемых деталей, а также по положениям сварки в пространстве. Кроме того, в отличие от международного стандарта ISO 9606 и европейских норм EN 287, указанные нормативные документы требуют производить оценку качества сварки при аттестации сварщиков по отраслевым нормам, никак не связанным между собой.
Подобные противоречия имеются и по классификации сварочных материалов. Например, классификация электродов по ГОСТ 9467-75 не соответствует требованиям европейских норм EN 499, что затрудняет их взаимное признание. И таких примеров очень много.
Наш завод - ОАО «ЗИО-Подольск» - многопрофильное предприятие, которое выпускает оборудование для тепловых и атомных станций, нефтехимическое и газовое оборудование, имеет собственное электродное производство, выполняет ремонт грузоподъемных машин, тепловых сетей и котельных. Значительная часть продукции завода поставляется на экспорт. Поэтому использование большого числа отечественных и зарубежных нормативных документов, нередко противоречащих друг другу, является для нас проблемой, связанной с дополнительными потерями времени и средств.
В этой связи заслуживает внимания опыт Украины и Белоруссии по использованию международных стандартов ISO и европейских норм EN в качестве своих национальных стандартов. Такой подход позволяет постепенно подтянуть условия производства сварных конструкций в этих странах к общепринятым требованиям международных стандартов и европейских норм. Отставание России в этой области недопустимо, т.к. неизбежно приведет к потере рынков сбыта сварных конструкций российского производства не только в развитых, но и в развивающихся странах.
Поэтому активизация работы РНТСО по пропаганде и практическому внедрению международных стандартов и европейских норм в сварочное производство России является весьма актуальной. Однако решить эту задачу можно только согласованными действиями всех заинтересованных сторон.
Прежде всего, необходимо обеспечить распространение действующих международных стандартов и европейских норм внутри России. Эту работу предлагает взять на себя комиссия РНТСО по стандартизации.
Другая, более сложная задача состоит в том, чтобы убедить надзорные органы принять эти стандарты за основу для разработки новых нормативных документов. Продление срока действия уже существующих нормативных документов также должно рассматриваться с учетом требований международных стандартов и европейских норм.
Источник: Интернет-портал Все для надежной сварки! |