Пути совершенствования преподавания в технической высшей школе
Наблюдающаяся во всём мире «гуманитаризация» Человечества привела к тому, что техника и технические аспекты деятельности для молодёжи стали менее привлекательными, чем юриспруденция, менеджмент, экономика и другие направления деятельности, где металл, технология и конструирование не являются основными. Приток студентов в технические ВУЗы уменьшается, о чём может свидетельствовать такой факт, что в последнее время в России возникло более сотни новых ВУЗ ов, из которых - ни одного технического.
Акселерация в области развития человеческого общества во всём мире заставила продлить сроки обучения в средней школе до 12-13 лет, так как 17 летний подросток ещё не в состоянии полностью проникнуться задачами обучения в высшей школе, тем более понять особенности промышленного производства.
Подавляющая масса студентов наших ВУЗов выходит на уровень сознательного обучения и начинает по-настоящему приобретать необходимые для дальнейшей инженерной деятельности знания не ранее 3-4 курса, что значительно обедняет образовательный процесс.
По нашему мнению, рано начинать учиться в ВУЗе с 17 лет, тем более для технических специальностей, а основной мотивацией для поступления в институт после школы подавляющее большинство студентов называют нежелание служить в армии.
Отечественная промышленность очень слабо заботится о подготовке инженерных кадров, и несмотря на довольно большое количество заявок на молодых
специалистов в области сварки, приходящих в наш ВУЗ, на деле не проявляет никакого внимания к целенаправленной подготовке специалистов применительно к
задачам своего предприятия, оставляя всё «на потом», когда специалист придёт на своё рабочее место. Поэтому такой важный этап учебного процесса как дипломное проектирование для многих студентов становится формальностью и никак не связан с их последующей деятельностью, о чём многие из выпускников неоднократно нам заявляют.
Престиж инженерной деятельности в СССР всегда был не особенно велик и инженерный труд материально стимулировался у нас в стране гораздо хуже, чем За рубежом. Эта тенденция, к сожалению, наблюдается и сейчас, хотя отдельные передовые предприятия уже поняли, что инженера надо беречь, ценить и всячески стимулировать его деятельность в интересах своего производства.
Отечественная высшая школа в настоящее время находится в бедственном состоянии, заработная плата преподавателей весьма низка, стипендия нашего студента носит сугубо символический характер, средств на оборудование для учебного процесса практически не выделяется и используемое в учебном процессе оборудование на большинстве сварочных кафедр устарело морально и физически.
За последние 15 лет практически прекратилось издание учебников и другой специальной литературы по сварке, очень осложнился доступ к иностранной технической литературе, студенты после окончания института не имеют в личном пользовании нужной им технической литературы, которую им не может заменить никакой Интернет.
Таким образом, современный уровень состояния сварочной подготовки в ВУЗах России нельзя считать удовлетворительным, и это, очевидно, должно беспокоить сварочную общественность.
Каковы же пути совершенствования преподавания в технической высшей школе и пути её дальнейшего развития?
1. Основной методический приём любой формы обучения - создание заинтересованности обучаемого в предмете и цели обучения, создание проблемных ситуаций, использование фактора живой человеческой любознательности.
2. Пробуждение живого интереса к изучаемому предмету, привитие вкуса к освоению новых дисциплин, воспитание патриотизма специальности всегда были основными направлениями работы*преподавателей сварочных кафедр и это едва ли не единственное наше средство воздействия на будущих инженеров-сварщиков.
3. Современное состояние компьютеризации в ВУЗах позволяет снабдить каждого студента информацией в электронной форме, и мы этим успешно пользуемся, снабжая студентов не только рабочими программами и конспектами лекций, но и отсканированными учебниками, которые ранее были изданы и сейчас сохранились в библиотеках в единичных экземплярах.
4. Основную надежду на подъём сварочного высшего образования мы возлагаем всё же на нашу промышленность, которая должна протянуть руку помощи высшей школе главным образом за счёт подключения студентов старших курсов к своим проблемам и превращения их в своих фактических сотрудников ещё до защиты дипломного проекта, который, естественно, должен быть не формальным, а выполняться по конкретному заданию предприятия с участием его представителей на защите.
5. Надеемся мы также и на наше министерство образования, которое пока, на наш взгляд, уделяет высшей школе явно недостаточное внимание, практически бросив её на произвол судьбы и не заботясь о сохранении учебных и научных кадров, которые в настоящее время заметно постарели и их средний возраст перевалил пенсионный рубеж.
Приток молодых кадров преподавателей в ВУЗы в силу изложенных выше обстоятельств пока вряд ли возможен, и это нас очень волнует.
Источник: Шторм-ИТС: сварочное оборудование.
|