Молочная продукция
К 2010г. компания «Вимм-Билль-Данн» планирует увеличить оборот вдвое. Если учесть, что выручка компании в 2006г. составила порядка 1,7-1,8 млрд. долларов, то через 3 года она должна подняться до 3,5 млрд. долларов. Сегодня Вимм-Билль-Данн – лидер молочного рынка (ближайший конкурент «Юнимилк» втрое меньше по обороту) и входит в тройку лидеров на соковом рынке. Компания планирует покупать только успешные бизнесы вроде последних приобретений – завода «Очаково» в Москве или «Манрос» в Омске.
А вот соковое направление стагнирует. Согласно данным «Бизнес- Аналитики», доля ВБД в денежном выражении сократилась с 22,9% в 1 п/г 2005г. до 19,5% за аналогичный период 2006г. ВБД все еще работает менее эффективно, чем конкуренты. Так, рентабельность ВБД по E В ITDA составляет 14,2%, в то время как у «Лебедянского» - этот показатель равен 22%.
Все производители, включая Danone с его серьезными финансовыми возможностями, уступают Вимм-Билль-Данну, занимающему 35% всего молочного рынка. Эксперты полагают, что через 5 лет на рынке появятся другие крупные иностранные игроки.
На брэнд «Домик в деревне» приходится почти 7% молочного рынка. Продвигая свое молоко и кефир, производитель не скупился: в 2001г., например, среди покупателей разыгрывался реальный дом под Рязанью – откликнулось 61 045 человек со всей России.
Первые отечественные йогурты не сдают позиций уже много лет (торговая марка «Чудо», продажи в год – 7,4 млрд.р.). Недаром Danone недавно увеличила свой пакет в ВБД с 9,9% до 12,9%.
Мороженое
Мороженое всегда было самым доступным и недефицитным лакомством. Но его потребление в стране по сравнению с прежними временами резко сократилось. Если до начала 90-х годов оно составляло по регионам от 4,5 до 5 кг на душу населения, то сегодня едва достигает 2-2,5 кг. И тому есть несколько причин.
Появились продукты-субституты – заменители мороженого (то, на что граждане готовы заменить мороженое): чипсы, прохладительные напитки, пиво, безалкогольные напитки, кондитерские изделия, жевательная резинка, шоколадные батончики, закуска на ходу и т.д.
Справка: производство мороженого в РФ в 2005г. по сравнению с предыдущим годом выросло почти на 3% и составило 405-406 тыс. т, при этом 75-80% из общего объема приходится на порционное мороженое.
Совокупный рекламный бюджет в 2006г. компаний – лидеров, по оценкам некоторых экспертов, составляет около 30 млн. долларов. Это заметные деньги на рынке мороженого, но капля в море на рекламном, объем которого, по данным АКАР, составляет 5,01 млрд. долларов.
Мясо. Птица. Яйцо.
1,1 кг мясных консервов съедает в год среднестатистический россиянин.
Останкинский МПК (продажи в год – 7,7 млрд.р.) в 2004г. сменила имидж и зарегистрировала торговую марку Оста N кино. За 2 года с начала реформ выручка выросла на 93%.
Компания Продо продает мясные продукты под маркой Клинский (продажи за год – 5,5 млрд.р.). Клинский мясокомбинат не стремится к географической экспансии. Во-первых, потому что объем производства невелик. А во-вторых, любители дорогой колбасы живут кучно – в столице.
Другая компания «Царицыно» не привлекает внешних средств, почти не тратится на рекламу и занимается параллельно другими проектами, например, выращиванием норок. Но продажи растут вместе с потреблением мясопродуктов – 6,8 млрд. за год.
Птица
Один из крупнейших производителей курятины – красноярская «Сибирская губерния» - выпускает от 40 000 до 65 000 т куриного мяса ежегодно. Сейчас компания собирается побороться за куда менее конкурентный рынок индюшатины. По расчетам красноярцев, с пуском инкубатора для выведения индюшат их производство вырастет в 4 раза, до 12 000 т в год. Перспективы неплохие: Институт конъюнктуры аграрного рынка оценивает долю импорта на российском рынке индюшачьего мяса в 80%, причем до Сибири импортные поставки не доходят.
Всего в России около 850 птицефабрик (в том числе 164 бройлерных и 360 яичных), в которых содержится 360 млн. кур. Ежегодно в стране съедается около 40 млрд. яиц и чуть более 2 млн. тонн птичьего мяса. Общий объем потребления мяса птицы и яиц в РФ превышает 5,5 млрд. долларов. Ввоз мяса птицы по импортной квоте- 1,09 млн. тонн в год. Основные поставщики – США (74% от общего объема импорта) и страны ЕЭС (18%).
В связи с вирусом птичьего гриппа спрос на мясо птицы в России с ноября 2005г. снизился, по разным данным, на 20-40%. И это при том, что в общей структуре производства мяса в России доля продукции птицеводов в 2005г. составила солидные 35%. 2006 год ожидался тяжелым для птицеводов. На восстановление поголовья только одного крупного производства потребуется полтора года. Ситуация с производителями яйца еще хуже – в большинстве своем это далеко не самые современные предприятия. Вирусом птичьего гриппа сегодня не охвачены только Сибирь и Дальний Восток. Эксперты полагают, что в долгосрочной перспективе птичий грипп окажет положительное влияние на птицеводческую отрасль за счет консолидации на рынке. Другой вопрос, что об этом думают те, кто окажется за бортом. Мясо птицы дешевеет, а пух и перья дорожают.
Полуфабрикаты
Новосибирский «Сибирский гурман» - один из крупнейших производителей замороженных полуфабрикатов, входит в тройку крупнейших российских предприятий, производящих замороженные полуфабрикаты и занимает лидирующие позиции по продажам на территории от Урала до Дальнего Востока. Годовой объем предприятия – 30 тыс. тонн. Общий объем выпускаемой продукции в 2006г. превысил 80 позиций по трем ценовым сегментам. Амбиции – стать лидером российского рынка замороженных полуфабрикатов
В Бурятии 85% мясных продуктов изготавливается из импортного мяса. Крупнейшее мясоперерабатывающее предприятие республики – АО «Бурятмясопром» в больших объемах использует импортное мясо. В частности, в переработку идет китайская свинина, монгольская говядина и конина. Кроме того, мясоперерабатывающие предприятия республики в значительных объемах используют мясо из Аргентины и Бразилии. В животноводческой республике доля местного сырья в переработке составляет 15%. |