Альтернатива кредиту.
Юлия Говорун
09.06.2005
Профинансировать крупный проект можно несколькими способами: взять долгосрочный кредит, разместить акции, выпустить векселя или облигации. При тщательном разборе получается, что облигации имеют весомые преимущества перед другими финансовыми инструментами. Но надо знать, с чего начать и как действовать.
Кредит далеко не всегда подходит компаниям, желающим привлечь средства на длительный срок, - не секрет, что у российских банков весьма краткосрочная депозитная база, поэтому "длинные" кредиты им не по зубам. Кроме того, поскольку долгосрочное кредитование - дело для банков достаточно рискованное, они предпочитают включать в договор кредитования пункт, по которому могут пересматривать условия, что рискованно уже для самих компаний-заемщиков.
Размещение акций помогает получить средства, но привлекает сторонних акционеров. А это не всегда выгодно для владельцев компаний, поскольку появляется вероятность потери контроля над бизнесом.
При привлечении же средств через эмиссию облигаций компания получает ряд преимуществ: возможность привлечения больших объемов денежных средств на более длительный, чем в случае банковского кредита, срок, возможность управления долгом (он может быть переуступлен одним кредитором другому), формирование публичной кредитной истории и прямой выход на фондовый рынок. Кроме того, облигации имеют срок погашения и процентную ставку купона, которую устанавливает компания-эмитент. После размещения облигаций их можно купить или продать на бирже.
Выгоден этот инструмент и инвесторам. Поскольку речь идет об инструменте с фиксированной доходностью, покупая корпоративную облигацию, инвестор заранее знает, сколько процентов годовых заработает, если дождется ее погашения или досрочного выкупа (оферты). Инвестор может продать облигацию и не дожидаясь погашения - тогда он получит доход (или убыток) от разницы в ценах, ну и, конечно же, сохранит все купонные выплаты, которые были произведены, пока он владел бумагами.
Инструкция по применению
Для размещения облигации требуется в общей сложности 3-4 месяца. Есть ряд этапов, избежать которых не удастся. Это подготовка документов, государственная регистрация выпуска, маркетинг, продажа инвесторам, регистрация отчета об итогах выпуска и собственно вторичный рынок.
Эмитент, если он известный, серьезный, надежный, выбрав данный способ финансирования, часто проводит тендер на организацию выпуска. Проведение тендера позволяет ему снизить издержки по выпуску облигации. Отбор обычно происходит по двум основным параметрам, которые предлагают инвестиционные банки, - прогнозируемая доходность и комиссия за организацию выпуска. Поскольку доходность в принципе все показывают почти одинаковую, то главным образом эмитент смотрит на размер комиссии, которую просит тот или иной банк.
Комиссия разнится в зависимости от условий выпуска, качества эмитента и ряда других показателей и может составлять около 0,5-1% от объема выпуска. Поэтому минимальная сумма, на которую есть смысл ориентироваться, составляет 1-2 млн. долларов. Однако уже после первого успешного размещения выпуска у предприятия появляется реальная возможность привлекать в будущем средства дешевле и в большем объеме.
Итак, эмитент останавливается на каком-то организаторе или андеррайтере (лицо, принимающее на себя обязанности по размещению, реализации ценных бумаг на рынке). Крупные банки практикуют совмещение функций финансового консультанта, организатора, андеррайтера, маркетмейкера и платежного агента. В этом есть свои преимущества: эмитенту будет гораздо комфортнее построить отношения с одним банком, нежели с несколькими, кроме того, это позволит существенно снизить расходы.
Совет директоров или собрание акционеров эмитента должны принять решение о размещении, после чего готовится проспект эмиссии. Согласно закону "О рынке ценных бумаг" проспект эмиссии должен содержать данные об эмитенте, данные о финансовом положении эмитента, сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске можно охарактеризовать как краткую версию проспекта эмиссии.
После утверждения эмитентом выпуск должен быть зарегистрирован Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Регистрация выпуска облагается налогом в соответствии с законом "О налоге на операции с ценными бумагами". Сейчас стоимость государственной регистрации выпуска облигаций в ФСФР составляет 112 тысяч рублей, из них 101 тысяча рублей платится за государственную регистрацию проспекта и решения, 11 тысяч рублей - за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска.
После того как выпуск зарегистрирован, андеррайтер занимается поиском инвесторов и гарантирует размещение выпуска. Составляется информационный меморандум, призванный информировать инвесторов о параметрах выпуска. Проводится презентация для окончательного ознакомления.
На этом этапе инвесторы изучают эмитента, просчитывают свои возможности по покупке данных ценных бумаг, устанавливают у себя лимиты на конкретного заемщика. Для этого очень важно, чтобы инвестор получал всю необходимую информацию об эмитенте (консолидированные отчетности, отчетности поручителей, если таковые имеются, и так далее). Правда, не все эмитенты в России четко осознают необходимость ее предоставления - и задача организатора, андеррайтера, как раз наладить этот процесс передачи информации.
Еще одна задача андеррайтера - максимально увеличить количество потенциальных инвесторов для обеспечения ликвидности выпуска и недопущения ситуации, когда весь выпуск будет выкуплен несколькими инвесторами, что может ограничить возможности обращения выпуска на вторичном рынке.
Далее проводится само размещение, часто в форме аукциона определяются купонные ставки или цена облигации. Оптимальной для эмитента является ситуация, когда спрос на облигации намного превышает предложение.
После продажи инвесторам эмитент утверждает отчет об итогах выпуска, после чего происходит его регистрация в ФСФР. Вся эта процедура может занимать до трех недель, в течение которых запрещено вторичное обращение облигаций.
Для инвесторов это очень неприятный период, в который они подвержены риску изменения процентных ставок на рынке, и при этом руки у них связаны. За такой риск эмитент выплачивает инвесторам премию за покупку на первичном рынке в размере 0,25-0,75% годовых. Однако в случае резкого изменения процентных ставок данная премия не покроет убытки инвестора и он может понести серьезные потери. Это серьезный отрицательный фактор на рынке облигаций.
После регистрации итогов выпуска облигации проходят процедуру листинга на фондовой бирже ММВБ, и начинается их вторичное обращение, их "жизнь" как полноценных ценных бумаг. Но это уже совсем другая история.
Газета (07.06.2005)