Терминалы и законодательство
Здравствуйте, Уважаемые подписчики! Мы продолжаем цикл статей, посвященных популярной на сегодняшний день теме среди малого предпринимательства – электронным платежам. И сегодня обсудим вопрос законодательства, связанный с рынком моментальных платежей.
Стремительное развитие нового рынка моментальных платежей застало государство врасплох.
Уже два года не утихает борьба, каким ему быть. Основная проблема распространения мобильных схем оплаты услуг - отсутствие единого законодательства.
Частично этот сектор, работающий вне банковского, регулируется законом о банках и банковской деятельности, частично - Гражданским кодексом. Эта двойственность позволяет многим депутатам и банкирам сегодня подозревать терминалы моментальных платежей в применении незаконных финансовых схем и бесконтрольном движении неучтенной наличности.
Действительно, сейчас деятельность по приему платежей не контролируется ни одним надзорным органом, а для приобретения и эксплуатации автоматов не требуется лицензии.
На отсутствие надзора за этой альтернативной банкам платежной системой указала России и Международная организация по противодействию отмыванию денежных средств (ФАТФ). Из 49 рекомендаций этой организации Россия не выполняет три - в том числе не обеспечивает контроль за терминальным бизнесом. Кроме того, в начале этого года в России вступили в силу поправки в национальный "антиотмывочный" закон, согласно которым организации, принимающие платежи без открытия счета, обязаны идентифицировать каждого плательщика, в том числе включая его ФИО, ИНН и домашний адрес. Но операторы платежей не запрашивают подробную информацию.
19 сентября 2008 года депутаты Госдумы должны рассмотреть законопроект "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Документ предусматривает усиление контроля за оборотом наличности при приеме платежей через терминалы. Они будут оснащены контрольно-кассовой техникой.
Внесенный в Госдуму законопроект предусматривает существование двух моделей приема платежей: банковской и агентской. Сейчас почти все участники рынка используют последнюю и не имеют договоров с банками. При этом председатель подкомитета Госдумы по банковскому законодательству Павел Медведев убежден, что принятие закона в предложенном виде создаст в стране альтернативную банковскую систему: "Любой гражданин сможет вообразить себя банком и принимать платежи". С другой стороны, банкам невыгодно обслуживать клиента со средним платежом 80 рублей, даже если таких потенциальных клиентов половина страны - 60 миллионов потребителей, считают другие эксперты. Истина же, как всегда, посередине. Дальнейшие успехи отечественного рынка мобильных платежей будут зависеть от того, насколько изменится законодательство. В Европе электронные деньги могут выпускать только кредитные институты, в Америке такого требования нет. Европа тоже пришла к такому выводу, оценив, что в США мобильные платежи, платежи через Интернет используются гораздо активнее, говорят эксперты. Поэтому, по мнению специалистов, России нужен единый документ, который будет регулировать рынок электронных денег и сетевых и мобильных платежей в России. Это должен быть закон "О национальной платежной системе", который разработают ЦБ и минфин. Но такого законопроекта пока нет.
Что касается инициативы четырех компаний создать мощный холдинг, который будет контролировать почти половину рынка, то эксперты разошлись во мнении. Одни говорят, что консолидированный рынок будет легче контролировать. Другие - считают, что надо было все-таки дождаться нового закона, который находится сейчас в Госдуме.
|