БИЗНЕС ПЛАН
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ
 


Стандарты бизнес-планирования

В настоящее время методика подготовки бизнес-плана определена стандартами UNIDO. Ими руководствуются большинство иностранных и российских инвесторов. UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) - международная организация, которая занимается выработкой стратегии экономического развития стран с переходной экономикой.
* В соответствии с этими стандартами структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:
* Резюме
* Описание предприятия и отрасли
* Описание продукции (услуг)
* Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
* Производственный план
* Организационный план
* Финансовый план
* Направленность и эффективность проекта
* Риски и гарантии
* Приложения
1. Резюме
Резюме - это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме - это единственная часть бизнес-плана, которую читают все потенциальные инвесторы. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта.
Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов.
2. Описание предприятия и отрасли
* В данном разделе описываются: Общие сведения о предприятии
* Финансово-экономические показатели деятельности предприятия
* Структура управления и кадровый состав
* Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы
* Отрасль экономики и ее перспективы
* Партнерские связи и социальная активность
3. Описание продукции (услуг)
Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.
* Примерная структура раздела. Наименование продукции (услуги)
* Назначение и область применения
* Краткое описание и основные характеристики
* Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им
* Патентоспособность и авторские права
* Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции
* Степень готовности к выпуску и реализации продукции
* Наличие сертификата качества на продукцию
* Безопасность и экологичность
* Условия поставки и упаковка
* Гарантии и сервис
* Эксплуатация
* Утилизация после окончания эксплуатации
4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие.
* Примерная структура раздела: Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить эти требования
* Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. Анализ возможностей предприятия
* Описание рынка сбыта продукции (услуги)
* Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) - магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.
* Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. (Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.). Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены
5. Производственный план
В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.
Примерная структура раздела:
* Общие сведения о предприятии Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта
* Используемая технология и уровень квалификации исполнителей
* Потребность в площадях
* Кадровое обеспечение
* Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих
Объем производства
Расходы на персонал
* Расходы на персонал включают в себя: затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики и т.д.);
* затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.);
* затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана).
Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия
Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги.
Смета текущих затрат
В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства).
Расчет переменных издержек
К переменным издержкам относятся:
* Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия
* Затраты на производственный персонал
* Затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях)
Расчет постоянных издержек
* К постоянным издержкам относятся: Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия)
* Торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт)
* Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.)
6. Организационный план
В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.
7. Финансовый план
Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.
* Примерная структура раздела: Затраты подготовительного периода
* Затраты текущего (основного) периода
* Расчет поступлений от проекта
* Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга)
* Расчет налоговых платежей
* Другие поступления и выплаты
* Отчет о прибылях и убытках
* Поток реальных денег
* Прогнозный баланс
8. Направленность и эффективность проекта
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.
9. Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
10. Приложения
* Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы: подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т.д.);
* характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);
* подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции);
* показывающие возможности производства (фотографию предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.);
* раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.);
* обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.);
* подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы).
* подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.)

оригинальная версия статьи находится на сайте http://www.bsplan.ru
<<<Статьи